Памятка по профилактике мошеннических действий
Сеть Интернет, являясь крупнейшим средством обмена информацией, в то же время порождает стремительный рост преступлений, связанных с использованием информационных технологий. Мошенничество со стороны покупателя при продажах в Интернете: 1. Покупатель не особо интересуется товаром, быстро демонстрирует свое желание сделать покупку и переходит к разговору о способе оплаты. 2. Покупатель просит вас назвать полные реквизиты карты, включая фамилию-имя латиницей, срок действия и CVC-код. При помощи этих данных он сам легко сможет расплатиться вашей картой в Интернете. 3. Покупатель просит вас сообщить ему различные коды, которые придут к вам на мобильный телефон, якобы необходимые ему для совершения платежа. Мошенничество со стороны продавца при покупках в Интернете: 1. Отсутствует адрес и телефон, все общение предлагается вести через электронную почту или программы обмена мгновенными сообщениями. 2. Отсутствует реальное имя продавца, человек прячется за «ником». 3. Продавец зарегистрирован на сервисе недавно, объявление о продаже – единственное его сообщение. 4. Объявление опубликовано с ошибками, составлено небрежно, без знаков препинания, заглавными буквами и т.д. 5. Отсутствует фото товара, либо же приложен снимок из Интернета (это можно определить, используя сервисы поиска дубликатов картинок). 6. Слишком низкая цена товара в сравнении с аналогами у других продавцов. 7. Продавец требует полную или частичную предоплату (например, в качестве гарантии, что вы пойдете получать товар на почте с оплатой наложенным платежом). 8. Продавец принимает оплату только на анонимные реквизиты: электронные кошельки, пополнение мобильного телефона или на имя другого человека (родственника, друга и т.д.). Мошенничество со взломом страниц социальных сетей: Мошенник покупает в сети интернет взлом страницы социальной сети (ВКонтакте, Одноклассники, Инстаграм и тд.) или осуществляет его самостоятельно. В последующем пишет всем друзьям из списка сообщения мошеннического характера с просьбой занять денежные средства под различными предлогами (заболел родственник, не хватает на срочную покупку и тд.). Также мошенник создает страницу или группу в социальной сети, позиционирующую себя как интернет-магазин. В последующем принимает покупателей, получая от них денежные средства за покупку товара с сайта. Мошенничество, совершенное под предлогом разблокировки банковской карты или предотвращения списания денежных средств: Мошенник осуществляет рассылку SMS-сообщений с текстом о списании денежных средств или блокировке банковской карте. В данном сообщении указывает свой другой абонентский номер (иногда виртуальный 8-800..,8¬495..), который может проинформировать о произошедшем. Потерпевший звонит по данному номеру, после чего мошенник либо просит сообщить контрольные данные банковской карты, либо просит подойти к банкомату. Мошенничество, совершенное под предлогом помощи родственнику, попавшему в беду: На стационарный или абонентский номер потерпевшего звонит мошенник, который сообщает под видом родственника и сообщает, что попал в ДТП и сбил человека, с кем-то подрался и тд., а после передает трубку сотруднику полиции, который за отдельную плату предлагает решить вопрос об отказе в возбуждении уголовного дела. Мошенничество, совершенное под предлогом компенсации за ранее приобретенные БАДы: На стационарный или абонентский номер потерпевшего звонит мошенник, который, представляется сотрудником прокуратуры или следственного комитета. Он сообщает, что в настоящий момент задержана группа мошенников, продававших некачественные БАДы, и что потерпевшему положена компенсация или адвокат для участия в судебных разбирательствах. Однако для ее получения необходимо оплатить государственную пошлину, налоговый сбор или оплатить услуги адвоката. Как не стать жертвами телефонных мошенничеств: · 1. При телефонном звонке от имени якобы родственников и сообщении о трудной ситуации следует дозвониться до родных и близких, о которых идет речь, выяснить подробности случившегося, а не переводить и не отдавать деньги незнакомым людям; · 2. Перезвонить (а лучше всего подойти) в любое отделение банка, от имени которого пришло сообщение о проблемах обслуживания по расчетному счету/карте, и решить все возникшие вопросы. Можно также позвонить своим близким, которые хорошо разбираются в современных технологиях, рассказать о поступившем сообщении и спросить совета. · 3. Следует запомнить: ни один банк не будет просить владельца карты совершать какие-либо действия по телефону или сообщать реквизиты карты; · 4. Не сообщать незнакомым людям (как при личном контакте, так и по телефону или интернет-переписке) данные о себе, своих близких, родственниках, банковских картах, то есть любую конфиденциальную (личную)информацию; · 5. Не осуществлять предоплату за товар или обещанную выплату (услугу), производить оплату только при их фактическом получении. Как не стать жертвой интернет – мошенничества: · 1. Следует внимательно изучить информацию интернет-сайта, отзывы, сравнить цены за интересующий товар. Отсутствие информации, запутанная система получения товара зачастую являются признаками мошенничества; · 2. Получить максимум сведений о продавце или магазине: адреса, телефоны, историю в социальных сетях, наличие службы доставки и т.п. Действующие легально интернет-магазины или розничные продавцы размещают полную информацию и работают по принципу «оплата товара после доставки»; · 3. Нельзя сообщать (посылать по электронной почте) информацию о своих пластиковых картах. Преступники могут воспользоваться их реквизитами и произвести, например, различные покупки. Можно избежать участи жертвы данных мошенничеств, если следовать следующим рекомендациям: · 1. Для работы с банковскими картами, системами «Мобильный банк», «Банк-онлайн», «Интернет-банк» и др. использовать отдельное мобильное устройство, не предназначенное для разговоров и развлечения в сети Интернет; · 2. Не указывать номера мобильных устройств, используемых для работы с банковскими картами и дистанционного управления банковским счетом, как контактных в сети Интернет, в объявлениях и на страницах социальных сетей; · 3. Приобрести и установить на мобильное устройство лицензионное антивирусное программное обеспечение из официальных источников; · 4. Указать в договоре с банком, либо в иной форме согласовать с банком, что управление банковским счетом и проведение операций по карте может осуществляться только с одного мобильного устройства с одним IMEI, ограничить круг операций, установить лимит, который можно переводить с помощью мобильного устройства; · 5. Запретить перевод всего объема денежных средств с карты, счета. Также, к основным способам профилактики можно отнести: 1. На телефоны, которые начинаются с 8-800, 900, 495, 499 не перезванивать, не переходить по ссылкам, не открывать вложенные файлы, не сообщать свои персональные данные, а также банковских карт: срок действия, код безопасности с обратной стороны, смс-коды и тд. Любая попытка получить от граждан посторонними лицами какие- либо персональные сведения по телефону или по смс – должны настораживать. В случае, когда возникли сомнения, лучше прекратить разговор, а проследовать в отделение банка и лично узнать информацию, либо позвонить на горячую линию. 2. Не производить манипуляций при помощи банкомата. 3. Если вы разговариваете якобы с представителем правоохранительных органов, который сообщает, что ваш родственник задержан сотрудниками полиции, нужно спросить, из какого он отдела полиции, его должность, и фамилию, имя, отчество, телефон по которому можно перезвонить. После звонка можно обратиться в указанный отдел полиции и узнать действительно ли родственник или знакомый задержан сотрудниками полиции. Перезвонить родным и убедиться, что с ними все хорошо. 4. Осуществлять заказ товара через проверенные официальные сайты. 5. Немедленно блокировать карту при ее утере. 6. Не осуществлять переводы денежных средств в качестве предоплаты, при покупке товара на интернет сайтах бесплатных объявлений «Авито.ру», «Юла», «Авто.ру» и т.д. 7. Граждан, имеющим престарелых родственников, соседей, знакомых необходимо разъяснить им, какие способы мошенничества существуют, как вести себя при получении звонков и сообщений мошеннического характера, а именно не вести диалоги с мошенниками, прекратить разговор и позвонить родственникам. |
О случившихся фактах мошенничества сообщать в полицию.